Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ устанавливает обязательный порядок применения контрольно-кассовой техники (ККТ). ККТ должны использовать продавцы при расчетах:
- наличными деньгами;
- с использованием платежных карт;
- с использованием электронных средств платежа.
В редакции Закона № 54-ФЗ, которая действовала до 15 июля 2016 года, под контрольно-кассовой техникой подразумевались кассовые аппараты, позволяющие печатать кассовый чек на бумаге.
Новая редакция Закона № 54-ФЗ, действующая с 15 июля 2016 года, вводит понятие «онлайн-кассы».
Онлайн-касса или онлайн-ККТ - это компьютерное устройство, которое в момент получения денег за товары, работы или услуги передает через интернет в налоговую инспекцию информацию о произведенных расчетах.
Переход на онлайн-кассы не одномоментный, а поэтапный. Закон № 54-ФЗ в новой редакции предусматривает четыре этапа такого перехода.
1. До 1 февраля 2017 года всем организациям и ИП разрешено регистрировать и применять кассовые аппараты старого образца. А также онлайн-ККТ в добровольном порядке.
2. С 1 февраля 2017 года налоговые инспекции регистрирую только онлайн-кассы. Зарегистрировать старую кассовую машину с этой даты уже нельзя, но применять ранее зарегистрированные старые ККТ можно. Правда, только до 1 июля 2017 года.
3. К 1 июля 2017 года все продавцы, у которых были кассы старого образца должны:
- либо приобрести онлайн-ККТ;
- либо модернизировать имеющиеся старые кассы для работы в онлайн-режиме и зарегистрировать (перерегистрировать) их в электронной форме через личный кабинет.
4. К 1 июля 2018 года приобрести онлайн-ККТ нужно тем, кто ранее был освобожден от применения ККТ:
- плательщикам ЕНВД и предпринимателям на ПСН;
- фирмам и предпринимателям, которые торгуют через торговые автоматы;
- фирмам и предпринимателям, оказывающим услуги населению с выдачей бланков строгой отчетности (БСО).
Кто может не применять онлайн-кассы
Онлайн-кассы можно не применять для следующих видов деятельности (п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ):
- продажа через газетно-журнальные киоски газет, журналов и сопутствующих товаров, если доля газет и журналов в общем товарообороте 50% и более, а сопутствующие товары есть в перечне, утвержденном субъектом РФ;
- продажа ценных бумаг;
- продажа водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных билетов и талонов для проезда в общественном транспорте;
- продажа питания школьникам и работникам школ во время учебных занятий;
- торговля с открытых прилавков на рынках, ярмарках и выставочных комплексах, кроме торговли непродовольственными товарами с открытых прилавков внутри крытых рынков;
- разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами в пассажирских поездах, с ручных тележек, велосипедов, корзин, лотков;
- торговля в киосках мороженым и разливными безалкогольными напитками;
- торговля из цистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином;
- торговля вразвал овощами и бахчевыми культурами;
- прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
- ремонт и окраска обуви;
- изготовление и ремонт металлогалантереи и ключей;
- присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
- реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
- вспашка огородов и распиловка дров;
- услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
- сдача ИП в аренду жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности и др.
Розничная торговля алкоголем
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 278-ФЗ внес ряд поправок в Закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Прежняя редакция статьи 16 Закона № 171-ФЗ действовала с 31 марта 2017 года. В ней было сказано, что при розничной продаже алкогольной продукции, в том числе организациями общепита, нужно применять контрольно-кассовую технику.
В результате, организации и ИП, продающие алкоголь в розницу через магазины и общепиты и уплачивающие ЕНВД и ПСН, с 31 марта 2017 года обязаны были применять онлайн-ККТ. Согласно поправкам, внесенным в пункт 10 статьи 16 Закона № 171-ФЗ, эта норма теперь трактуется так.
Розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в организациях общественного питания, осуществляется с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством РФ о применении ККТ.
К законодательству РФ о применении ККТ относится Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ. Он существенно скорректировал положения основного Закона о ККТ – Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.
Пункт 7 статьи 7 Закона № 290-ФЗ обязывает организации и ИП на ЕНВД и ИП на ПСН использовать ККТ в безусловном порядке только с 1 июля 2018 года. Значит, до этой даты такие фирмы и ИП вправе работать без применения контрольно-кассовой техники. Но с условием выдачи по требованию покупателя документа (товарного чека, квитанции), подтверждающего прием денег за проданный товар.
Изменения вступили в силу с 31 июля 2017 года.
Торговля в отдаленных и труднодоступных местностях
При торговле в отдаленных от сетей связи или труднодоступных местностях продавцы могут применять новые ККТ в автономном режиме, то есть "оффлайн"
Иначе говоря, если ККТ установлена в населенном пункте, признанном региональными властями отдаленным или труднодоступным, заключать договор с оператором фискальных данных и подключать кассу к Интернету не нужно. Но это не означает, что можно работать на кассовом аппарате старого образца. Даже если касса работает в автономном режиме, она все равно должна отвечать новым требованиям и должна быть включена в реестр ККТ.
Приказом от 5 декабря 2016 года № 616 Минкомсвязь установила критерий отнесения территорий к местностям, отдаленным от сетей связи. К таким территориям относятся населенные пункты, численность которых не превышает 10 тысяч человек. В свою очередь региональные власти утверждают перечень территорий, где продавцы могут применять кассовую технику в автономном режиме. То есть без передачи онлайн данных в налоговую инспекцию.
А вот если властями субъекта РФ такой перечень не утвержден, это означает, что в данном регионе отсутствуют труднодоступные местности и местности, отдаленные от сетей связи (письмо ФНС России от 27 января 2017 г. № ЕД-4-20/1435).
Правительство РФ утвердило правила, по которым нужно выдавать и учитывать документы, подтверждающие проведение расчетов между покупателем и продавцом в отдаленных и труднодоступных местностях (постановление от 15 марта 2017 г. № 296).
Выдача документов производится в следующем порядке.
При расчете наличными деньгами кассир организации (или ИП):
- заполняет документ, подтверждающий факт расчета;
- собственноручно подписывает его;
- выдает документ покупателю.
При расчете с использованием платежных карт кассир организации (или ИП):
- использует POS-терминал (оборудование эквайринга), передающий банку распоряжение о переводе денег клиента путем считывания информации с его банковской карты;
- заполняет документ, подтверждающий факт расчета;
- собственноручно подписывает его;
- выдает документ покупателю.
Документ может быть как рукописный, так и выполненный другим способом: отпечатан в типографии или распечатан с использованием компьютера. Если у документа нет отрывной части, то нужно заполнить два экземпляра (один для покупателя, другой для продавца). Помарки, подчистки и исправления в документе не допускаются.
Копии таких документов хранятся в организации не менее 5 лет.
Кто утратил право на освобождение от ККТ
С 1 июля 2018 года теряют право не применять ККТ:
- плательщики ЕНВД и ИП, применяющие ПСН. До 1 июля 2018 года они не применяют ККТ, но с условием, что должны выдать по требованию клиента документ, подтверждающий факт оплаты. С 1 июля 2018 года «вмененщики» и предприниматели на ПСН обязаны использовать ККТ на общих основаниях;
- лица, торгующие, например, лотерейными билетами, почтовыми марками по номинальной стоимости. До 1 июля 2018 года у них есть право не применять ККТ, но с 1 июля 2018 года они его утрачивают;
- продавцы, установившие торговые автоматы (вендинговые автоматы). Закон № 54-ФЗ в старой редакции не обязывал оснащать торговые автоматы контрольно-кассовой техникой. Данное освобождение действует до 1 июля 2018 года, после этой даты владельцы торговых автоматов должны применять ККТ.
Что такое онлайн-касса
Онлайн-кассы это электронно-вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, способные записывать и хранить фискальные данные (то есть информацию о платежах). Контрольно-кассовые машины могут формировать кассовые чеки и бланки строгой отчетности, а также передавать их в электронном виде в налоговые инспекции, и при необходимости распечатывать на бумаге (ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ).
Эта информация отсылается в ФНС России не напрямую, а через оператора фискальных данных (ОФД), который затем направляет данные налоговикам.
Онлайн-кассы отличаются от ККТ прежнего образца еще и тем, что у них нет ни фискальной памяти, ни электронной защищенной контрольной ленты (ЭКЛЗ). Вместо них онлайн-кассы имеют фискальный накопитель. Это программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство, которое хранит и защищает информацию о платежах. Фискальный накопитель находится в опломбированном корпусе и содержит ключи для шифрования данных, которые пересылаются в ИФНС.
Оператор фискальных данных (ОФД)
Вся информация аккумулируется и хранится на едином сервере оператора фискальных данных. Примерный принцип работы ОФД схож с принципом работы оператора электронного документооборота.
Оператором может быть российская организация, получившая разрешение на обработку фискальных данных от ФНС России.
Организации и ИП самостоятельно выбирают оператора фискальных данных. Через ОФД покупатели могут проверять легальность кассового чека в Интернете и в случае сомнений направлять жалобы в ФНС России.
Требования к онлайн-кассам
Онлайн-ККТ должна (ст. 4 Закона № 54-ФЗ):
1) иметь заводской номер на корпусе, встроенные часы реального времени и фискальный накопитель (вместо электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ));
2) иметь устройство для печати чеков, которое может быть не только внутри ККТ, но и отдельно;
3) иметь возможность печати на кассовом чеке (или БСО) двухмерного штрихового кода (QR-код размером не менее 20 x 20 мм). Благодаря этому коду покупатели могут проверить кассовый чек;
4) уметь отправлять чек сообщением по СМС или на электронную почту покупателя.
Требования к фискальному накопителю онлайн-кассы установлены статьей 4.1 Закона о ККТ. В частности, он должен иметь:
- корпус, опломбированный его изготовителем, с нанесенным на него заводским номером;
- энергонезависимый таймер;
- возможность считывать фискальные данные, записанные в своей памяти и подлежащие хранению в течение пяти лет с момента окончания его эксплуатации.
В письме от 19 января 2017 года № N 03-01-15/2231 Минфин отмечает, что, согласно информации, представленной производителями ККТ, переход на новые онлайн-кассы обойдется предпринимателям минимум в 25 000 рублей. Сюда включается:
- приобретение новой ККТ с фискальным накопителем со сроком действия ключа фискального признака не менее 36 месяцев;
- услуги оператора фискальных данных;
- услуги оператора связи.
Ежегодные затраты в последующие два года после перехода на новые кассы могут составить не более 4 000 рублей, включая услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи. А ежемесячные затраты за пользование интернетом не превысят 50 рублей, информируют в Минфине.
Модернизация касс старого образца
Покупать новую кассу необязательно, можно сделать модернизацию модели действующего кассового аппарата, после которой он сможет передавать данные о каждом пробитом чеке в ИФНС. Для этого нужно установить новое программное обеспечение и фискальный накопитель. Стоимость модернизации ККТ по оценке ее производителей составляет порядка 4 000 - 6 000 рублей.
Чиновники советуют узнавать о возможности модернизации конкретной модели автономного кассового аппарата у производителя или в центре технического обслуживания (письмо ФНС России от 30 декабря 2016 г. № ЕД-4-20/25616).
Кассы старого образца без фискального накопителя, зарегистрированные в ИФНС до 1 февраля 2017 года, снимают с учета по заявлению налогоплательщика. Такое заявление надо подать в инспекцию до 1 июля 2017 года. Если этого не сделать, налоговики снимут кассу с учета самостоятельно, поскольку с 1 июля старые кассы перестают действовать.
Модернизированная касса также должна быть поставлена на учет в ИФНС. Для этих целей в инспекцию нужно подать заявление до 1 июля 2017 года.
Кроме того, чтобы продолжать применять модернизированную кассу, продавцы обязаны после 1 июля 2017 года направить в ИФНС показания контрольных и суммирующих денежных счетчиков, снятых с ККТ до ее модернизации (письмо ФНС России от 19 июня 2017 г. № ЕД-4-20/11625@).
Реестр онлайн-касс и ОФД
На официальном сайте ФНС России в разделе «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники» опубликованы реестры онлайн касс и фискальных накопителей, а также список операторов фискальных данных (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/reestrkkt/)
В реестр контрольно-кассовой техники включены сведения о следующих моделях:
- ШТРИХ-ON-LINE;
- АТОЛ FPrint-22ПТК.
В реестр фискальных накопителей включены сведения о модели фискального накопителя «Шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных фискальный накопитель "ФН-1».
Операторами фискальных данных являются следующие организации:
- «Энергетические системы и коммуникации»;
- «Такском»;
- «Эвотор ОФД»;
- «Ярус».
Не допускается использовать ККТ, сведения о которых отсутствуют в реестре ККТ. Равно как не допускается использовать ККТ с фискальными накопителями, сведения о которых отсутствуют в реестре фискальных накопителей.
Фискальные накопители для «спецрежимников»
Фискальные накопители бывают со сроком действия 13 и 36 месяцев. Накопители со сроком действия 13 месяцев могут использовать, в частности, «общережимные» фирмы, платежные агенты, торговцы подакцизными товарами, совместители общей системы налогообложения и спецрежима и др. (п. 6 ст. 4.1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).
А вот фирмы и ИП на УСН, ЕСХН, ЕНВД или ПСН должны приобрести и использовать в работе только фискальные накопители на 36 месяцев. Однако на практике исполнить это требование довольно сложно.
Связано это с тем, что приказ ФНС о включении в реестр фискальных накопителей первого накопителя на 36 месяцев появился только в начале мая 2017 года (приказ от 3 мая 2017 г. № СА-7-20/339@). И купить такой накопитель на 36 месяцев в настоящее время практически невозможно. Поэтому спецрежимным фирмам и ИП приходится использовать 13-месячные накопители, что является нарушением законодательства.
Так, продавцу, обязанному использовать фискальные накопители на 36 месяцев, но применяющему накопители на 13 месяцев, грозит предупреждение или штраф. Для организаций он составляет от 5 до 10 тысяч рублей, для должностных лиц компании и ИП – от 1,5 до 3 тысяч рублей (п. 4 ст. 14.5 КоАП РФ).
Между тем, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (п. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ).
На этом основании налоговики сделали вывод: если «спецрежимник» пользуется 13-месячным фискальным накопителем из-за отсутствия или дефицита на рынке 36-месячных, его нельзя административно наказать за это (письмо ФНС России от 23 мая 2017 г. № ЕД-4-20/9679@).
Регистрация онлайн-касс
Прежде чем использовать контрольно-кассовую технику, она должна быть поставлена на учет в налоговой инспекции. Как зарегистрировать, перерегистрировать и снять с учета онлайн-ККТ, описано в статье 4.2 Закона № 54-ФЗ.
Зарегистрировать онлайн-ККТ можно в любой налоговой инспекции, а не только в своей. Для этого подайте в ИФНС заявление на бумаге или в электронной форме. В последнем случае датой подачи считают день размещения заявления в кабинете ККТ.
В заявлении укажите:
- полное наименование организации или фамилию, имя, отчество предпринимателя;
- ИНН;
- адрес, место установки и применения ККТ, а при расчете через Интернет - адрес сайта;
- наименование модели ККТ;
- заводской номер ККТ;
- наименование модели фискального накопителя;
- заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
- номер автоматического устройства для расчетов.
Не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи заявления о регистрации, инспекция сообщит вам регистрационный номер ККТ. Запишите в фискальный накопитель:
- регистрационный номер ККТ;
- полное наименование организации или фамилию, имя, отчество предпринимателя;
- сведения о ККТ, в том числе о фискальном накопителе, и другие сведения, необходимые для формирования отчета о регистрации.
Далее сформируйте отчет о регистрации и передайте его в налоговую инспекцию на бумаге либо через кабинет ККТ или через оператора фискальных данных. Сделайте это не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от инспекции регистрационного номера.
Датой подачи отчета в электронной форме будет дата его размещения в кабинете ККТ либо его передачи оператору фискальных данных.
Налоговая инспекция в свою очередь авторизует пользователя ККТ и используемый фискальный накопитель, а также проверит достоверность представленных данных. После этого она внесет в журнал учета данные из заявления и сформирует карточку регистрации ККТ.
Сделать это инспекция обязана в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления.
Сформированную карточку регистрации ККТ налоговики направят вам в электронной форме через кабинет ККТ или оператора фискальных данных. На эту операцию им отведено пять дней с даты формирования карточки. Вы также можете обратиться в инспекцию за бумажным экземпляром карточки.
Сведения, которые содержит заявление о регистрации ККТ, а также сведения из отчета о регистрации вы можете передать в инспекцию в электронной форме через кабинет ККТ либо оператора фискальных данных.
Электронный документ надо подписать усиленной квалифицированной электронной подписью. Датой подачи этих сведений считается дата размещения сведений в кабинете ККТ либо их передачи оператору фискальных данных.
Налоговая инспекция может отказать в регистрации ККТ, если:
- в реестре нет сведений о регистрируемой кассе и фискальном накопителе;
- в заявлении о регистрации указаны недостоверные или неполные сведения.
Как зарегистрировать ККТ, если у торговой точки нет адреса
На практике бывает и так, что адрес торговой точки, где планируется установить ККТ, отсутствует в государственном адресном реестре (ГАР).
В таком случае продавец может решить эту проблему одним из двух способов, предложенных ФНС в письме от 23 марта 2017 г. № ЕД-4-20/5345.
Первый способ. Можно сообщить в территориальную налоговую инспекцию, что данный адрес отсутствует в адресном реестре. В этом случае налоговая должна проверить информацию и внести исправления в ГАР. Но на это может уйти от 10 дней до одного месяца.
Второй способ. Не дожидаясь, когда налоговики изменят сведения в адресном реестре, можно произвести регистрацию ККТ, подав в ИФНС заявление о регистрации «на бумаге». В этом случае налоговая инспекция через свою техническую и информационную службу «Налог-Сервис» должна вручную внести в АИС «Налог-3» сведения об адресе, по которому будет установлена ККТ.
Работа с онлайн-кассой
В Законе № 54-ФЗ подробно описан порядок работы с онлайн-кассой.
Перед началом работы с помощью онлайн-кассы кассир-операционист получает:
- ключи от кассовой кабины, привода кассовой машины и денежного ящика;
- необходимые расходные материалы - чековую и контрольную ленты, ленту для печатающего устройства, чистящие средства и т.п.;
- разменную монету и купюры.
Затем кассир-операционист должен сформировать отчет об открытии смены. Онлайн-касса автоматически отправит этот отчет оператору фискальных данных. При положительной проверке ККТ получит подтверждение. После этого можно приступить к расчетам с покупателями (п. 2, 3 ст. 4.3 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).
При расчетах с каждым покупателем кассир-операционист обязан:
- определить итоговую сумму покупки по показаниям индикатора кассовой машины и назвать ее покупателю;
- получить деньги, четко назвать их сумму и положить эти деньги отдельно на виду у покупателя;
- провести операцию через онлайн-ККТ на полученную сумму;
- назвать сумму причитающейся сдачи и выдать ее покупателю вместе с чеком или бланком строгой отчетности.
Есть два варианта выдачи чека или бланка строгой отчетности.
Во-первых, на бумаге.
Во-вторых, в электронной форме. Чек не печатают на бумаге, а пересылают на абонентский номер телефона или e-mail покупателя. Это возможно, если покупатель предоставил такую информацию до момента расчета.
В конце рабочей смены до прибытия инкассатора кассир-операционист формирует отчет о закрытии смены на ККТ. Онлайн-ККТ автоматически отправит этот отчет оператору фискальных данных.
Далее он готовит выручку и составляет справку-отчет по форме № КМ-6, которую вместе с выручкой сдает старшему (главному) кассиру.
Если организация небольшая (с одной-двумя операционными кассами), кассир-операционист сдает деньги непосредственно инкассатору.
После сдачи выручки и оформления документов кассир выполняет межремонтное обслуживание кассовой машины, отключает ее от сети и закрывает чехлом. Далее кассир сдает ключи от кассовой машины и кассовой кабины руководителю организации (его заместителю, заведующему секцией) на хранение под расписку.
Обратите внимание: онлайн-кассы не требуют технического обслуживания по принципу касс старого образца. Онлайн-ККТ и фискальные накопители нужно ремонтировать в специализированных центрах (например, у производителя ККТ).
Какие реквизиты содержит кассовый чек и БСО
Требования к обязательным реквизитам кассового чека и бланка строгой отчетности перечислены в статье 4.7 Закона № 54-ФЗ. В ней указаны обязательные реквизиты, которые должен будет содержать первичный учетный документ, сформированный с использованием онлайн-кассы.
Наименование товаров в кассовом чеке
Главный реквизит, который должен быть в кассовом чеке, это наименование товаров (работ, услуг, платежа, выплаты). Здесь же указывается их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок и ставка НДС.
В Законе № 54-ФЗ нет правил, которые бы устанавливали требования к этому реквизиту в кассовом чеке. Поэтому в Минфине полагают, что в чеке нужно указывать наименование товаров согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (письмо Минфина России от 4 августа 2017 г. № 03-01-15/49971). Этот классификатор утвержден приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст.
Индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, УСН, ЕСХН или ЕНВД (кроме тех, что реализуют подакцизные товары), могут не указывать в кассовом чеке и БСО наименование товара (работы, услуги) и их количество до 1 февраля 2021 года (п. 17 ст. 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ, письмо Минфина России от 9 июня 2017 г. № 03-01-15/36249).
А вот остальные продавцы обязаны указывать в кассовом чеке или БСО наименование всех проданных товаров независимо от их количества (письмо ФНС России от 22 февраля 2017 г. № ЕД-4-20/3420@).
Связано это с тем, что Закон от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» обязывает продавца давать покупателю всю необходимую и достоверную информацию о продаваемых товарах, работах и услугах.
Дополнительные реквизиты кассового чека
Приказом от 21 марта 2017 года № ММВ-7-20/229@ ФНС России утвердила дополнительные реквизиты и форматы кассовых документов. В дополнение к традиционным реквизитам на онлайн-кассовых чеках указываются:
- номер фискального документа;
- фискальный признак документа;
- номер смены;
- порядковый номер за смену;
- дата, время и адрес осуществления расчета (на кассовом чеке должно быть указано точное время того региона, где произведен расчет (письмо Минфина России от 5 мая 2017 г. № 03-01-15/28072));
- система налогообложения, которая применяется при расчете;
- признак расчета:
- получение денег от покупателя (клиента) – приход;
- возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода;
- выдача денег покупателю (клиенту) – расход;
- получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, - возврат расхода;
- сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм НДС по этим ставкам. Исключение составляют неплательщики НДС либо плательщики, реализующие товары, не облагаемые НДС;
- форма расчета (наличные деньги или электронные средства платежа);
- должность и фамилия кассира, оформившего кассовый чек или бланк строгой отчетности и выдавшего его покупателю (клиенту) (за исключением расчетов в Интернете);
- адрес сайта уполномоченного органа в Интернете, на котором можно проверить подлинность чека;
- номер телефона или адрес электронной почты покупателя (клиента), если он попросил передать ему чек в электронной форме, или адрес в Интернете, где можно получить такой чек;
- адрес электронной почты отправителя кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, если кассовый чек (бланк строгой отчетности) передан покупателю в электронной форме.
Кстати, в ФНС пояснили, что если в торговой точке действует система скидок с использованием бонусных баллов, которые уменьшают цену проданного товара, цена и стоимость товара в кассовом чеке должны быть указаны с учетом скидки (письмо ФНС России от 26 сентября 2017 г. № ЕД-3-20/6387@).
Как проверить легальность покупки
Обязательным элементом кассового чека является QR-код, благодаря которому любой покупатель может проверить легальность осуществляемой покупки.
Для этого необходимо установить на свой смартфон или планшет специальное мобильное приложение, доступное для скачивания на официальном сайте онлайн-ККТ. С его помощью проверить кассовый чек на подлинность онлайн очень просто: достаточно лишь поднести QR-код, расположенный в центре документа к видеокамере мобильного устройства при включенном приложении. На экране отразится информация о покупке, дублирующая информацию с чека.
Кассовый чек на возврат товара
Покупатель имеет право вернуть продавцу купленный товар и требовать возврата уплаченных денег. Возврат денег покупателю является расчетом. Поэтому при возврате в обязательном порядке нужно применять ККТ. Соответственно, продавец обязан пробить кассовый чек независимо от того, в какой момент покупатель забрал свои деньги — в день покупки или позднее (письмо Минфина России от 12 мая 2017 г. № 03-01-15/28914).
По правилам Закона о ККТ кассовый чек онлайн-ККТ должен иметь признак расчета (п. 1 ст. 4.7 Закона о ККТ). Это может быть покупка, возврат или коррекция. К примеру, если покупатель возвращает товар, продавец должен выдать ему кассовый чек или бланк строгой отчетности с признаком «возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода».
Просто отменить уже совершенную операцию, которая ушла в фискальный накопитель и оператору фискальных данных, кассир не может. Он обязательно должен совершить возврат покупки и пробить чек коррекции.
Кроме того, продавец должен обеспечить передачу данных о пробитом чеке на возврат в ИФНС через оператора фискальных данных.
Поэтому, если если покупатель возвращает товар, продавец должен выдать ему кассовый чек или бланк строгой отчетности с признаком «возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода». Такой кассовый чек должна формировать на своей ККТ именно та организация (ИП), которая принимала деньги от покупателя при продаже товара. Такое разъяснение дал Минфин в письме от 1 марта 2017 года № 03-01-15/11622.
Все реквизиты бумажного чека должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев со дня выдачи чека (п. 8 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ).
Напомним, что до изменений, внесенных в Закон о ККТ Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ, кассир пробивал «возвратный» чек только, если клиент покупал и возвращал товар в один и тот же день.
Если же покупка и возврат происходили разные дни, продавец выдавал деньги не из кассового ящика, а через главную кассу организации. Поэтому вместо чека он выписывал покупателю расходный кассовый ордер.
Обратите внимание: онлайн-кассы не отменяют применение бланков строгой отчетности. Однако с 1 июля 2018 года формировать БСО нужно не типографским способом, а только через кассовые аппараты (п. 8 ст. 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ).
Кассовый чек на аванс
Как известно, в момент предоплаты или при рассрочке платежа объем и список товаров (работ, услуг) определить невозможно.
В этом случае в Минфине советуют поступать так (письмо от 28 апреля 2017 г. № 03-01-15/26352).
На кассовом чеке или БСО в поле «признак расчета» нужно указать «аванс» и сумму полученных денег. А при окончательном расчете с учетом ранее полученного аванса нужно указать все обязательные реквизиты, предусмотренные статьей 4.7 Закона № 54-ФЗ. Так, например, в поле, предназначенном для суммы оплаты за реализуемые товары, работы, услуги указывается фактически полученная денежная сумма без привязки к конкретным товарным позициям. При этом сумму ранее полученного аванса отражать не надо.
Напомним, что ранее в письме от 11 ноября 2016 г. № АС-47-20/21345@ ФНС уже выступала с инициативой указывать в кассовом чеке такой способ расчета как предоплата (аванс).
Если товар доставлен курьерской службой
Если товары доставляет курьерская служба, она должна выдать покупателю кассовый чек. В то же время, поскольку курьерская служба не занимается реализацией товаров, а только доставляет их, то при расчете за доставляемые товары она может не указывать в кассовом чеке ставку НДС. К такому выводу пришел Минфин в письме от 21 апреля 2017 г. № 03-01-15/24306.
Основание - статья 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ. Там сказано, что кассовый чек, выдаваемый платежным агентом или субагентом в рамках деятельности по приему платежей от физлиц, может не содержать обязательные реквизиты о ставке и размере НДС, но может содержать (дополнительно):
- данные о размере вознаграждения, уплачиваемого плательщиком (покупателем) платежному агенту или субагенту в случае его взимания;
- номера контактных телефонов платежного агента, поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежей платежным субагентом.
Платежная система «Мир»
В конце 2015 года в России была создана национальная платежная система «Мир». В качестве оператора платежной системы «Мир» выступает АО «Национальная система платежных карт». Первые национальные банковские карты «Мир», созданные полностью на базе российских технологий, выпущены в декабре 2015 года (www.nspk.ru). Налажен выпуск кобейджинговых карт под брендами «Мир-Maestro», «Мир-JCB» и «Мир-AmEx».
В настоящее время карту «Мир» выпускают 77 банков, обслуживают ее 197 банков. В остальных банках ведется подготовка к присоединению к данной платежной системе.
Кто обязан принимать платежную карту «Мир»
С 1 июля 2017 года все кредитные организации обязаны принимать карту «Мир» (национальные платежные инструменты) во всех своих технических устройствах, предназначенных для осуществления расчетов с использованием платежных карт.
С 1 октября 2017 года продавцы, у которых выручка от продажи товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превысила 40 000 млн. рублей, не имеют права отказывать в приеме к оплате платежных карт «Мир».
Напомним, что до 1 октября 2017 года торговые организации, чей доход за 2016 год превысил 120 млн. рублей, обязаны оснастить свои магазины оборудованием, принимающим карты «Мир» (постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 265). В отношении других карт такой обязанности у торговых предприятий нет.
А вот если в месте оплаты товаров (работ, услуг) нет доступа к Интернету, продавец может не устанавливать терминалы для приема к оплате карт «Мир». Также продавец не обязан устанавливать терминалы с использованием национальных платежных инструментов, если его выручка за предшествующий календарный год составила менее 5 млн. рублей.
Ответственность за отказ в приеме платежной карты «Мир» при оплате покупки предусмотрена частью 4 статьи 14.8 КоАП РФ. Должностных лиц организации накажут штрафом в размере от 15 000 до 30 000 рублей. Размер штрафа для самой организации составит от 30 000 до 50 000 рублей.
Ответственность за неприменение ККТ
Ответственность за неприменение ККТ установлена в статье 14.5 КоАП РФ.
Размер штрафа зависит от выручки, которая не была зафиксирована через кассу (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ). Так, за неприменение ККТ будет оштрафован:
- кассир - в размере от 1/4 до 1/2 неучтенной суммы, но не менее 10 000 рублей;
- организация - от 3/4 до одного размера суммы «непробитой» покупки, но не менее 30 000 рублей.
Повторное неприменение ККТ будет наказываться строже, только если сумма расчетов мимо кассы составила 1 миллион рублей и более (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ).
Руководитель фирмы может быть дисквалифицирован на срок от одного года до двух лет, а деятельность ИП и организации приостановлена на срок до 90 суток.
Ответственность за использование ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации, перерегистрации и применения действует с 1 февраля 2017 года (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ).
Если нарушителю не будет вынесено предупреждение, то он может быть оштрафован. В частности, кассир на сумму от 1500 до 3000 рублей, а организация - от 5000 до 10 000 рублей.
Аналогичное наказание последует, если организация или ИП не представят информацию и документы по запросу налоговой инспекции или представят их с нарушением сроков (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ).
Строже накажут за то, что кассовый чек или бланк строгой отчетности не был направлен покупателю (клиенту) в электронной форме либо не выдан ему в бумажном виде (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ). Вместо предупреждения на кассира может быть наложен штраф в размере 2000 рублей, на организацию - 10 000 рублей.
Тем не менее, организации и ИП могут быть освобождены от административной ответственности за следующие правонарушения:
- неприменение ККТ (ч. 2 ст. 14.5 КоАП);
- применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям, или с нарушением порядка ее регистрации и перерегистрации. (ч. 4 ст. 14.5 КоАП);
- непредставление покупателю (клиенту) кассового чека или БСО (ч. 6 ст. 14.5 КоАП).
Однако для этого должны быть соблюдены в совокупности три условия (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ):
1) нарушитель добровольно в письменной форме заявил в налоговую инспекцию о неприменении им ККТ;
2) на момент его обращения налоговики не знали о совершенном административном правонарушении;
3) представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.
Срок, в течение которого могут оштрафовать за нарушение порядка применения ККТ, составляет один год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Обратите внимание: в ФНС предупредили, что продавцы, заключившие договор на поставку фискального накопителя или онлайн-ККТ, но не успевшие получить и установить новую технику к 1 июля 2017 года, не будут оштрафованы (письмо ФНС России от 27 июня 2017 г. № ММВ-20-20/96@).
Дело в том, что многие продавцы попросту не успели получить, установить и отладить новую технику к 1 июля 2017 года. Поскольку в настоящее время на рынке наблюдается дефицит фискальных накопителей и ККТ, способных работать в онлайн-режиме.
В связи с этим в письме от 27 июня 2017 г. № ММВ-20-20/96@ ФНС напомнила, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ).
Налоговики указали, что налогоплательщика нельзя привлечь к административной ответственности, если есть обстоятельства, подтверждающие, что он принял все меры по соблюдению требований законодательства.
Иными словами, если продавец успел заключить договор на поставку фискального накопителя для онлайн-ККТ, но по независящим от него причинам его не доставили вовремя, то его нельзя привлечь к административной ответственности.
0 комментариев